Персональный сайт преподавателя Скляровой Е.Е.

Практическая часть курсовой работы по учебной дисциплине "Менеджмент"

Практическое задание к курсовой работе по дисциплине «Менеджмент»

Практическое задание к курсовой работе состоит в решение проблемной управленческой задачи. Практическую ситуацию студенту выдает преподаватель после того, как студент выполнит первый теоретический раздел. Ситуация в максимальной степени должна соответствовать применению полученных знаний при решении поставленной проблемы.

Получив практическое задание, студент должен:

изучить учебную информацию по теме;

провести системно-структурированный анализ содержания темы;

выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруднение, согласовать с преподавателем;

дать обстоятельную характеристику условий задачи;

критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности);

выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она на стандартная);

оформить и сдать на контроль в установленный срок.

Студент может самостоятельно подобрать практическую ситуацию, обосновав ее актуальность и соответствие выбранной теме. При этом студент должен проконсультироваться с преподавателем.

Решенная практическая ситуация оценивается по следующим критериям:

соответствие содержания задачи теме;

содержание задачи носит проблемный характер;

решение задачи правильное, демонстрирует применение аналитического и творческого подходов;

продемонстрированы умения работы в ситуации неоднозначности и неопределенности;

задача представлена на контроль в срок.

Перед выполнением практического задания следует внимательно изучить приведенные ниже методические рекомендации

Методические рекомендации по выполнению практического задания по курсовой работе

Решение практических ситуаций (кейсов, ситуационных задач) — это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем и применения полученных знаний на практике.

Данный вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Это позволяет студенту научится видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.

При решении практической ситуации студенты должны:

  1. представить рассуждение по поводу необходимости дополнительных данных и источников их получения; прогнозов относительно субъектов и/или причин возникновения ситуации;
  2. продемонстрировать умения использовать системный подход, ситуативный подход, широту взглядов на проблему;
  3. подготовить программу действий, направленную на реализацию, например, аналитического метода решения проблемы: проанализировать все доступные  данные, превратить их в информацию; определить проблему; прояснить и согласовать цели; выдвинуть возможные альтернативы; оценить варианты и выбрать один из них.

Независимо от природы, предоставленной ситуации, студентам нужно будет:

  1. Проанализировать ситуацию и выявить, что и почему происходит, что и почему может произойти.
  2. Объяснить ситуацию.
  3. Оценить уже принятые меры.
  4. Обсудить возможные будущие действия и сравнить их возможную эффективность.

При выполнении задания следует придерживаться следующей методики решения практических задач (кейсов и ситуаций).

Методика решения практического задания

  1. Понимание задачи. Необходимо понять, что от вас требуется: усвоение какой учебной темы предполагает решение кейса; какого рода требуется результат; должны ли вы дать оценку тому, что произошло, или рекомендации в отношении того, что должно произойти; если требуется прогноз, на какой период времени вы должны разработать подробный план действий; какая форма презентации требуется, каковы требования к ней; сколько времени вы должны работать с кейсом?
  2. Просмотр кейса. После того как вы узнали, каких действий от вас ждут, вы должны «почувствовать» ситуацию кейса:

просмотрите его содержание, старясь понять основную идею и вид предоставленной вам информации:

если возникают вопросы, или рождаются важные мысли, или кажутся подходящими те или иные концепции курса, прочитав текст до конца, выпишите их;

после этого прочтите кейс медленнее, отмечая маркером или записывая пункты, которые кажутся существенными.

структурировать ситуацию, оценивая одни аспекты как важные, а другие как несущественные;

рассмотреть факторы, находящиеся вне прямого контекста проблемы, так как они могут быть чрезвычайно важны;

  1. Составление описания ситуации. Опишите ситуацию (сравнивайте свои действия с поведением адвоката, расспрашивающего клиента, или врача, интересующегося у пациента его состоянием), ответив на вопросы:

Кто считает, что проблема, и почему?

На каком основании базируется мнение этих людей?

Что происходит (или не происходит), когда и где?

Какие связанные с происходящим вещи не являются проблемными и почему?

Что составляет более широкий контекст существующей ситуации?

Кто или что может влиять на проблемную ситуацию?

Есть ли другие заинтересованные лица, и кто они?

Каковы сдерживающие факторы, ограничивающие «пространство решения»?

  1. Диагностика проблемы. Процесс определения проблемы включает в себя следующие действия:

вспомните изученные вами ранее темы и проведите по ним мозговой штурм для выявления потенциально соответствующих кейсу теоретических знаний;

вертикально структурируйте вопрос, начиная с тех, которые касаются отдельных работников, затем группы или подразделения, организации в целом и, наконец, окружающей среды. Таким образом, вы сможете создать матрицу основных вопросов и связанных с ними проблем и подумать о соответствующих концепциях для каждого «уровня».

изучите обстоятельства возникновения ситуации;

не забывайте возвращаться к информации кейса и более внимательно рассматривать факторы, ставшие важными в ходе диагностики. Вам нужно будет предъявить доказательства в поддержку вашего диагноза.

отделяйте доказательства от предположений, факты от мнений и ставьте перед собой два вопроса: до какой степени вы уверены в правильности своих представлений и до какой степени их правильность важна для вашего диагноза.

  1. Формулировка проблем. На этой стадии очень следует:

письменно сформулировать ванте восприятие основных проблем;

при наличии нескольких проблем следует установить их приоритетность, используя следующие критерии:

важность – что произойдет, если эта проблема не будет решена;

срочность – как быстро нужно решить эту проблему;

иерархическое положение — до какой степени эта проблема является причиной других проблем;

разрешимость – можете ли вы сделать что-либо для ее [Электронный ресурс]решения.

  1. Выбор критериев решения проблемы. Сразу после выяснения структуры проблемы следует подумать о критериях выбора решений. В определенном смысле структура и определит критерии. Например, если выяснилось, что самая серьезная проблема связана с корпоративной культурой, тогда решения должны будут повлиять на ее улучшение. Но если существуют также финансовые проблемы, тогда будут критерии выбора, связанные и с ними.
  2. Генерирование альтернатив. Достигнув ясного понимания своих целей, приняв решение о том, к каким областям проблемы вы хотите обратиться, и, имея достаточную уверенность, что проанализировали основные причины возникновения проблемы, вы должны обдумать возможные дальнейшие пути. Важно разработать достаточно широкий круг вариантов, опираясь на известные или изучаемые концепции, чтобы предложить лучшие способы действий, опыт решения других кейсов, креативные методы (мозговой штурм, аналогия и метафора и др.).
  3. Оценка вариантов и выбор наиболее подходящего из них. На стадии выбора вариантов определите критерии предпочтительности варианта. Критерии выбора варианта должны быть основаны на том, в какой мере они способствуют решению проблемы в целом, а также по признакам выполнимости, быстроты, эффективности, экономичности. Каждый из критериев необходимо проанализировать с позиций всех групп интересов. При оценке вариантов вы должны подумать о том, как они будут воздействовать не только на центральную проблему, но и на всю ситуацию в целом. Определите вероятные последствия использования ваших вариантов.
  4. Презентация выводов. Оформление результатов решения практической задачи в соответствии с перечнем вопросов, которые приведены к каждой конкретной ситуации, полученной студентом.

 

Список литературы, рекомендуемой к использованию при выполнении курсовой работы, приведен в Приложении.

Приложение

Список литературы, рекомендуемой к использованию при выполнении курсовой работы

  1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. /В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2008.
  2. Грязнова А.Г. Основы менеджмента. / А.Г. Грязнова. – М.: Экономика, 2007. – 427 с.
  3. Ермаков В.В. Менеджмент организации. / В.В. Ермаков. – Российская академия образования, МПСИ. М.: Изд-во МПСИ, МОДЭК, 2007. – 203 с.
  4. Мескон М.Х. Основы менеджмента. /М.Х Мескон [пер.с англ.]. – М.: Вильямс, 2007. – 665 с.
  5. Куртиков Н.А. Психология и социология управления. / Н.А. Куртиков. – М.: Книжный мир, 2005 – 268 с.
  6. Одинцов А.А. Основы менеджмента. / А.А. Одинцов. – М.: КолоС, 2006. – 207 с.
  7. Основы менеджмента. / Под ред. А.И. Афоничкина. – СПб: Питер, 2007. – 528 с.
  8. Петросян С.Л. Менеджмент: основы управления организацией. / С.Л. Петросян. – Воронеж: ВГТУ, 2005. – 166 с.
  9. Прошкина Т.П. Менеджмент. / Т.П. Прошкина. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 350 с.
  10. Румянцева З.Л. Общее управление организацией: теория и практика. / З.Л. Румянцева. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 304 с.
  11. Свиридов А.С. Основы менеджмента. / А.С. Свиридов. – Воронеж: ВГТУ, 2008. – Ч.1, Ч.2.
  12. Семенов А.К. Основы менеджмента. / А.К. Семенов. – М.: Дашков и Ко, 2006. – 298 с.
  13. Столяренко А.М. Психология менеджмента. / А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 608с.
  14. Тебекин А.В. Менеджмент организации. / А.В. Тебекин. – М.: КноРус, 2007. – 407 с.

Управление организацией. / Под ред. А.Г. Поршева, министерство образования РФ, Государственный университет управления. М.: ИНФРА-М, 2007. – 734 с.

Назад к оглавлению

Воскресенье, 19.05.2024, 21:24
Приветствую Вас Гость

Вход на сайт

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 320

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск