Персональный сайт преподавателя Скляровой Е.Е.

Каталог файлов

Главная » Файлы » Работы студентов

Курсовая работа "Психологическая культура менеджера"
[ Скачать с сервера (43.2 Kb) ] 14.05.2013, 12:03

фрагмент работы

2. Анализ конкретной практической ситуации

               2.1 Ситуация для анализа: «Фатальное невезение»

 Александра окончила Московский авиационный институт. Человеком она была веселым, общительным, но это не мешало ей хорошо учиться, и по окончании института она получила «красный диплом». Александра была из простой семьи, никаких знакомых, которые могли бы устроить на работу, у нее не было, и она могла только надеяться на свои силы, знания и счастливый случай. Специальность менеджера Александра выбрала не случайно. Ей нравилось общаться с людьми, всегда тянуло к независимости и самовыражению. Она знала, что это сложная и трудная профессия, но в то же время престижная и хорошо оплачиваемая. Учеба для нее не была в тягость, профилирующие предметы Александра усваивала легко, к тому же находила подход к любому преподавателю. Ее родители работали на одном государ­ственном авиационном предприятии, поэтому выбор вуза не был случайным. Еще в институте Александра увлеклась компьютерным программированием. Она часами могла общаться с компьютером, В вопросах информатики Александра часто приходила на помощь своим однокурсникам — они считали, что в этой области ей не было равных.

Однако поскольку ее профессия — менеджер, то, учась на четвертом курсе, Александра стала пытаться устроиться на работу по специальности. Но везде, куда она обращалась, требовался менеджер с опытом работы либо занятость на полный рабочий день, что, будучи студенткой, Александра, не могла себе позволить. Поэтому она занялась разработкой компьютерных программ, которые успешно продавала. После окончания института Алек­сандре предложил работу ее знакомый — Михаил, который создал фирму, занимавшуюся разработкой и продажей программного обеспечения для систем планирования и учета движения финансовых средств в коммерческих организациях. С одной стороны, она обрадовалась: наконец появится стоящая работа, но, с другой, не оставляла надежду благодаря своим знаниям, энергии и целеустремленности стать менеджером высокого класса, сделать карьеру и войти в управленческую элиту. После недолгих раздумий она все-таки согласилась.

На работе дела пошли как нельзя лучше, коллеги ее любили, так как она всегда могла чем-то помочь, что-то объяснить. К тому времени Александра закончила курсы английского языка, что сыграло немаловажную роль в продвижении по службе. Зарплата была высокая, и Саша не только полностью обеспечивала себя, но и помогала родителям. Однако вскоре начальник ее отдела, которому не нравились компетентность и уверенность в себе молодой сотрудницы, начал ставить ей «палки в колеса». Однажды, когда Александра заканчивала работу над порученной ей программой, произошел сбой в компьютерной сети, и вся ее двухнедельная работа оказалась испорченной, поэтому фирма не смогла вовремя сдать важный заказ. Этим и воспользовался начальник. Всю вину возложили на Александру и попросили покинуть фирму. После непродолжительных поисков она устроилась на должность начальника финансово-экономического отдела крупного оборонного предприятия, где можно было проявить себя в качестве менеджера и программиста. Коллектив отдела оказался Дружным и профессиональным, и работа приносила свои плоды: повышение зарплаты, выплаты премий. На встрече выпускников школы Александра уже могла похвастаться своими успехами перед одноклассниками.

На этом вечере она встретила' своего старого приятеля Андрея, который закончил финансовый институт и в настоящее время никак не мог устроиться на работу. Это был высокий, интересный молодой человек, с красивыми голубыми глазами. Он обладал незаурядным умом, чувством юмора, казался приятным и интересным собеседником. Андрей всегда умел отстоять свою точку зрения, приводя очень убедительные, серьезные аргументы. Решив помочь старому приятелю, Александра пригласила его на работу в свой отдел, где как раз появилась вакансия. Андрей с радостью согласился. В отделе он очаровал всех сотрудников своей непосредственностью и коммуникабельностью. Практически не было человека, который не поддался бы его обаянию. Все задания Андрей выполнял легко и в то же время добросовестно. Вскоре он стал продвигаться по службе, получать хорошую зарплату. В это время Александра разрабатывала новые программы по на­числению заработной платы и фиксированию дебиторской задолженности. Эти программы были особенно важны для предприятия, т.к. объем поступающей информации уже не поддавался контролю. Андрей был практически в курсе всех дел Александры и, когда нужно, всегда помогал, часто даже оставаясь после работы. Поэтому она не только повышала ему зарплату, но и не раз в присутствии директора говорила о его незаменимости. Однажды Александра должна была уехать на неделю в командировку, поэтому .все незаконченные дела она оставила на Андрея, пообещав звонить ему каждый вечер и справляться об обстановке в отделе. Проводив свою начальницу в аэропорт, Андрей отправился в офис. Сначала он взялся доделать программы, разработанные Александрой. Трудился он долго и упорно и закончил работу за двое суток. Каждый вечер Андрей докладывал о состоянии дел Александре, совершенно не упоминая о проделанной им работе. Александра же заключила выгодный контракт с крупной фирмой, где ей предложили хорошую должность с большим окладом. Однако она отказалась, объясняя это тем, что у нее прекрасная работа и хороший, сплоченный коллегии, но предложение все-таки осталось в силе. Так прошла неделя.

Вернувшись, Александра не узнала Андрея, егажак подменили. Теперь он разговаривал с ней жестко, все ее распоряжения оставлял без внимания или подвергал критике. Что же могло случиться? Оказывается, пока Александра была в командировке, Андрей показал законченные программы директору, представив дело так, что идея и разработка принадлежат именно ему, а его начальница не приняла эту идею и не оценила по достоинству. Убедить директора в необходимости и целесообразности применения данной программы не составило большого труда. Теперь в глазах директора Андрей выглядел перспективным, талантливым, полным идей сотрудником, которому необходимо предоставить свободу действий, минуя промежуточные звенья.

Директор сделал его своим советником по финансовым вопросам и вывел из подчинения Александры. Да и остальные сотрудники теперь были обязаны отчитываться перед Андреем. «Генерал без армии», — подумала про себя Александра.

Вопросы к ситуации:

1. Формулировка проблемы.

2. Характеристика Александры и Андрея.

3. Альтернативные решения.

4. Рекомендации.

5. Есть ли просчеты у Александры как у руководителя, и может ли она им быть?

 

2.2 Решение ситуации

 

1. Формулировка проблемы:

конфликт с коллегами и подчиненными;

неправильная расстановка акцентов во взаимоотношениях в коллективе;

чрезмерная доверчивость к людям.

 

2. Характеристика героев:

Александра:

как человек: открытая, отзывчивая, общительная, готовая всегда и всем помочь, добродушная, активная, энергичная, целеустремленная;

как специалист: ответственная, исполнительная, компетентная, креативная, творчески подходит к решению поставленных задач, готова к обучению и саморазвитию;

как руководитель: использует «мягкий» (женский) стиль управления, выстраивая хорошие отношения в коллективе, основанные на доверии, дружбе, взаимовыручке.

Андрей:

как человек: общительный, целеустремленный, исполнительный, однако выдает себя не таким, какой он есть на самом деле, для него главное цель, а средства – неважны, сохранение хороших отношений в конфликте неважны, главное отстоять свои интересы, победа любой ценой;

как специалист: компетентный, ответственный, готов пожертвовать собой, своим временем, нов во имя достижения своей личной цели;

как руководитель: став таковым он, скорее всего, выберет «жесткий» (мужской) стиль руководства, при этом изменится и прежний стиль общения с приветливого на нейтрально строгий.

 

3. Альтернативные решения:

Что может предпринять Александра в данном случае:

1. Если для нее важнее сохранить доброжелательные отношения и избежать конфликта, можно просто смериться с нынешним положением дел и оставить все как есть. Но в этом случае ей придется забыть о карьере, т.к. Андрей, вступив в свои властные полномочия, скорее всего, захочет устранить всех возможных конкурентов. А по уровню профессионализма Александра сильный конкурент. Тем более, что человек сделавший подлость (за добро злом) будет ждать таких же действий и от других.

2. Учитывая выше изложенный факт, альтернативой первому решению и выходом из данной ситуации может стать заключение выгодного контракта с крупной фирмой, от которого Александра отказалась (кстати, отказавшись от более выгодного предложения, она проявила свою приверженность фирме, к которой работает), но чье предложение осталось в силе. Это тоже поможет избежать конфликта, если Саша уйдет с прежнего места работы раньше, чем ее об этом попросят. Однако, если она не хочет, чтобы подобные ситуации повторялись в дальнейшем и на новом месте работы, ей следует проанализировать свои действия, решения, поступки и поведение. Найти причину и заняться самосовершенствованием с точки зрения управленца.

Выбирая между первым и вторым решением, следует иметь в виду, что принятие любого из них может быть расценено стороной противника и с точки зрения сторонних наблюдателей, как признание своего поражения, признание в своей некомпетентности и неправоте (особенно в первом случае).

3. Но в данной ситуации есть еще один вариант действий. Его выбор может стать причиной конфликта. Если бы на Сашином месте оказался Андрей, то, скорее всего, он бы прибег к скрытой мести, делая мелкие пакости (как ее первый начальник), дожидаясь подходящего момента для основного удара. Однако, в таких случаях, честное имя тоже капитал. Тем более, что Андрей оклеветал Александру, присвоил себе результаты ее интеллектуального труда. Поэтому она имеет полное право устроить «разбор полетов», даже если потом придется уволится. А для этого ей необходимо изучить авторское законодательство, т.к. разработка программных продуктов тоже входит в эту сферу. Если Саша хороший программист, то доказать, кто был автором программ будет не трудно. Наверняка в программе есть маленькие секреты, о которых Андрей не знал или недоработал (ведь работал он в второпях, мог и упустить что-нибудь из виду или не придать этому должного значения). И, скорее всего, найдутся сторонники Александры (она работает на форме дольше, чем Андрей) и свидетели среди сотрудников. Ну а в крайнем случае можно обратиться в суд с иском.

Выбор этого варианта действий потребует затрат времени и средств, но его положительными результатами будут возврат доброго имени как о человеке и специалисте, восстановление положения на иерархической лестнице и наказание обидчика (его могут уволить с позором). Если же Александра проиграет, то хуже от этого не будет: что плохого в том, что человек знает закон и борется за свои права?

4. Кстати, можно открыть свое дело. И в этом случае Александра будет сама себе начальник. Возможно она сможет подобрать единомышленников и сформировать хорошую команду.

 

4. Рекомендации:

1. Проанализировать свои действия, принятые ранее решения, какие ошибки она допустила во взаимоотношениях с коллегами и починенными.

По моему мнению, Александру подвила ее общительность, чрезмерная открытость и доверчивость.

2. Если Александра в дальнейшем хочет работать на руководящих должностях, ей следует изменить свой стиль взаимодействия с коллегами, а тем более с подчиненными. Каким бы дружным не был бы коллектив у каждого сотрудника будут свои интересы. Поэтому дружба дружбой, а работа есть работа, где излишние неформальные отношения – фактор снижения, эффективности деятельности. Можно (даже нужно) поддерживать доброжелательные и уважительные отношения с теми людьми с кем работаешь и кем руководишь, но необходимо держать дистанцию, обусловленную иерархией должностей. Все-таки руководитель – это не «свой парень». Иногда ему приходится принимать решения во имя спасения общего дела, но противоречащие с «теплыми» отношениями в коллективе.

3. Кроме того, занимая перспективные должности, следует помнить, что среди сотрудников (и не только) много желающих занять его, которые считают себя ни чем не хуже, а даже лучше и достойнее быть в этой должности. И зачастую, чтобы добиться своего часто используют методы недобросовестной конкуренции. Это хорошо иллюстрирует та ситуация, в которой оказалась Александра.

Ее первый начальник просто испугался молодой, активной, умной и уверенной в себе сотрудницы. Он реально оценил, что Саша лучше и достойнее него. И вместо того, чтобы предложить ей достойную работу, он предпочел от нее избавиться. Настоящий профессионал так бы не поступил.

 

5. Есть ли у Александры как у руководителя, и может ли она им быть?

Просчеты у Александры, как у руководителя есть: преимущественно они связанны с незнанием психологии личности. У Александры низкий уровень развития психологической культуры. Однако это не может помешать ей быть руководителем, т.к. она молодой специалист и со временем будет накоплен бесценный опыт общения с разными людьми, что в сочетании с ее знаниями и навыками даст превосходный эффект.

 


Заключение

 

По итогам выполнения данной курсовой работы можно сделать следующие выводы. Всякая социальная роль, в данном случае – руководителя, требует определенного набора личностно-психологических качеств, игравших ту или иную роль в создании морально-психологического климата в коллективе. Личные качества руководителя по - существу выступают основой его деловых качеств, его стиля управления, поскольку суть работы руководителя в первую очередь - общение с людьми. Прежде чем приступить к подбору, расстановке и обучению персонала, необходимо изучить характер и особенности предстоящей деятельности и, исходя из этого, сформулировать соответствующие требования и индивидуально - психологическим качествам персонала и, в первую очередь, руководителя.

Существует объективная совокупность личностных психологических черт руководителя. Можно сказать, что развитые качества из этой совокупности являются необходимым /пусть пока и недостаточным/ условием успешности деятельности руководителя по формированию положительного морально - психологического климата в коллективе. Иначе говоря, какими бы иными качествами не обладал человек, отсутствие качеств ролевого перечня обрекает его на неспешность в данной социальной роли, хотя и их наличие не гарантирует будущий стопроцентный успех

Создание условий для сохранения психического здоровья, создание и поддержание благоприятного морально-психологического климата в коллективе - забота руководителя любого ранга. Характер психологического климата зависит от всех членов коллектива. Но решающую роль в его создании играют руководители.

В практической части курсовой работы был проведен анализ конкретной ситуации. По предложенной ситуации было определен характер проблемы, проведена характеристика участников ситуации. На основе этого анализа были разработаны альтернативные решения по изложенной проблеме:

1. Если важнее сохранить доброжелательные отношения и избежать конфликта, можно просто смериться с нынешним положением дел и оставить все как есть. Но в этом случае ей придется забыть о карьере.

2. Учитывая выше изложенный факт, альтернативой первому решению и выходом из данной ситуации может стать заключение выгодного контракта с крупной фирмой, от которого Александра отказалась, но чье предложение осталось в силе.

3. Андрей оклеветал Александру, присвоил себе результаты ее интеллектуального труда. Поэтому она имеет полное право устроить «разбор полетов», даже если потом придется уволится.

4. Можно открыть свое дело. И в этом случае Александра будет сама себе начальник. Возможно она сможет подобрать единомышленников и сформировать хорошую команду.

Затем были даны рекомендации по выходу из сложившейся ситуации для ее героини. Во-первых, Александре следует проанализировать свои действия, принятые ранее решения, какие ошибки она допустила во взаимоотношениях с коллегами и починенными. Во-вторых, если она в дальнейшем хочет работать на руководящих должностях, ей следует изменить свой стиль взаимодействия с коллегами, а тем более с подчиненными.

Таким образом, просчеты у Александры, как у руководителя есть: преимущественно они связанны с незнанием психологии личности. У Александры низкий уровень развития психологической культуры. Однако это не может помешать ей быть руководителем, т.к. она молодой специалист и со временем будет накоплен бесценный опыт общения с разными людьми, что в сочетании с ее знаниями и навыками даст превосходный эффект.

Категория: Работы студентов | Добавил: Ekaterina
Просмотров: 2084 | Загрузок: 138 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 05.05.2024, 16:24
Приветствую Вас Гость

Вход на сайт

Категории раздела

Мои файлы [13]
Работы студентов [2]
Обмен педагогическим опытом [0]
Книги по экономике и менеджменту [8]

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 320

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск