Персональный сайт преподавателя Скляровой Е.Е.

Каталог статей

Главная » Статьи » Обмен педагогическим опытом

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ФГОС СПО

«Из всех способностей самая трудная и самая редкая – это умение управлять»

Соммери

Метод проектов является одним из направлений построения образовательного процесса и способствует созданию условий образовательной среды, необходимых для формирования творческих способностей. В его основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие критического мышления, самостоятельность мысли, умение находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных предметных областей и сфер деятельности, способность прогнозировать результаты и возможные последствия вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи [5].

На сегодняшний день существует достаточно широкая типология учебных проектов, используемых в образовательном процессе. Наибольшее распространение получила классификация проектов по признаку доминирующей деятельности студента при работе над проектом. В данном случае выделяют [8; 12]:

  • исследовательский проект (это самый сложный проект, выбранная тема должна быть актуальна, а цель – четкая , например, история экзамена);
  • поисковый проект (анкетирование, составление таблиц и диаграмм);
  • творческий проект (результатом такого проекта могут быть: газета, литературный сборник, видеофильм, праздник, спектакль и т.п.);
  • ролевой или игровой проект (разбираются роли, присутствуют элементы костюмов, придумывается ситуация, например, суд над литературным героем);
  • практика ориентирования или прикладной (например, модель действующего механизма, созданная своими руками развивающая игра).

Творческая студенческая лаборатория (ТСЛ) «Управляй мечтой» является проектом, который интегрирует в себе все функции и цели всех выше перечисленных видов проекта:

1) как исследовательский проект ТСЛ имеет четкую цель – разработать макет будущего предприятия от «идеи» до «бизнес-плана»;

2) как поисковой проект ТСЛ формирует у студентов умение собирать и обрабатывать необходимую информацию;

3) результатом творческой деятельности студентов является проект нового предприятия: участие студентов в ТСЛ формирует у них креативность мышления, навыки поиска нестандартных путей решения проблем;

4) как ролевой проект ТСЛ основывается на работе студентов в группе в распределением ролей (должностей) среди ее участников, которые соответствуют определенным видам деятельности (например, руководитель проекта, специалист по маркетингу, специалист по организационном проектированию и др.);

5) как практико-ориентированный проект ТСЛ позволяет понять студентам действующий механизм создания предприятия, открытия бизнеса, что позволит им познакомиться с основами предпринимательской деятельности.

Цель ТСЛ «Управляй мечтой» – формирование общих и профессиональных компетенций студентов экономических специальностей.

Достижению цели лаборатории способствуют следующие задачи (подцели):

1. Образовательные: овладевание навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли, решение интеллектуальных проблем и задач, отстаивание своей точки зрения, развитие творческого профессионального мышления, углубление и расширение знаний, повторение и закрепление знаний, педагогическое общение; овладение основными технологиям организационного проектирования, разработки системы управления будущем предприятием;

2. Воспитательные: воспитание уважения к традициям отечественной и зарубежной науки, воспитание профессионально важных качеств: профессиональный долг, исполнительность, ответственность и д.т., воспитание у студентов стремления к активной познавательной деятельности.

3. Развивающие: развитие самостоятельности, волевых качеств, дисциплины, развитие профессионального мышления через наблюдение, анализ, сравнение и обобщение фактов.

Исходя из указанных задач ТСЛ «Управляй мечтой» будет способствовать реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов, т.к. деятельность ТСЛ направлена на формирование и развитие у обучающихся следующих общих компетенций [10]:

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК.5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий;

ОК.6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

При подготовке специалистов по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) углубленной подготовки участие студентов в ТСЛ «Управляй мечтой» будет способствовать укреплению теоретических знаний и закреплению практических навыков при изучении ОП.03 «Менеджмент», ОП ВЧ.14 «Маркетинг» и ОП ВЧ. «Бизнес-планирование»

Собрания участников ТСЛ «Управляй мечтой» планируется по следующему графику: 2 раза в месяц в течение 3,5 учебных семестра. Участниками проекта могут стать студенты 2-4 курса, интересующиеся вопросами открытия бизнеса и прикладным применением основы менеджмента и маркетинга, проблемы разработки бизнес-плана. По итогам участия в ТСЛ «Управляй мечтой» студенты награждаются дипломом участника (сертификатом). Участие в ТСЛ учитывается при формировании рейтинга студента при изучении дисциплин «Менеджмент», «Маркетинг» и «Бизнес-планирование».

Примерная тематика занятий ТСЛ «Управляй мечтой» представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 – Тематика и график проведения занятий ТСЛ «Управляй мечтой»

Раздел

Темы раздела

Кол-во часов

Календарные сроки

1

2

3

4

Вводный инструктаж

Постановка целей, задач, времени и места проведения заседаний. Инструктаж по оформлению и защите отчета. Проведение инструктажа по технике безопасности и пожарной безопасности, при работе на ПК во время прохождения практики.

Распределение студентов на подгруппы и проектные группы.

2

Сентябрь

Тема 1. Организационно-правовые формы организаций (предприятий), порядок их создания и осуществление деятельности

1.1 Выбор вида деятельности

2

Сентябрь

1.2 Выбор организационно-правовой формы

4

Сентябрь

1.3 Подготовка учредительных документов

4

Октябрь

1.4 Регистрация проектной фирмы

4

Октябрь

Тема 2. Построение структуры организации

2.1 Построение структуры предприятия

4

Ноябрь

2.2 Выбор организационной структуры управления (ОСУ) предприятием

4

Ноябрь

2.3 Построение информационных потоков

4

Декабрь

2.4 Проектирование организационных документов

4

Декабрь

Тема 3. Внешняя среда организации

3.1 Анализ внешней среды косвенного воздействия

4

Январь

3.2 Анализ среды прямого воздействия

4

Январь

3.3 Профиль среды предприятия

4

Февраль

Тема 4. Управление внутренней средой организации

4.1 Структура внутренней среды предприятия

2

Февраль

4.2 Миссия и цели предприятия

4

Февраль-март

4.3 Оценка личности руководителя

2

Март

4.4 Мотивация и стимулирование персонала

4

Март

4.5 Методы управления

2

Апрель

4.6 Система контроля

2

Апрель

Тема 5. Принятие управленческих решений

5.1 Описание процесса принятия решений

2

Апрель

5.2 Проектирование системы принятия управленческих решений

4

Апрель-май

Тема 6. Самоменеджмент

6.1 Рабочие место руководителя. Концепция и  моделирование

2

Май

6.2 Виды работы руководителя. Составление плана работ руководителя на день, неделю, месяц.

4

Май

Тема 7. Управление маркетингом

7.1 Логотип предприятия. Создание ТЗС

4

Июнь

7.2 Разработка проекта рекламы. Рекламная компания

4

Июнь

Тема 8. Презентация проектной фирмы

8.1 Знакомство с системой Microsoft PowerPoint. Изучение возможностей презентации, основных принципов, основных принципов ее создания

2

Сентябрь

8.2 Создание мульимедийных презентаций. Использование анимационных и звуковых эффектов в презентации

4

Сентябрь

Тема 9. Составление бизнес-плана проектной фирмы

9.1 Изучение структуры бизнес-плана. Резюме и общая характеристика предприятия

4

Сентябрь-октябрь

9.2 Описание технологического процесса и Характеристика услуг и продукции

4

Октябрь

9.3 Характеристика рынка: внешняя среда, рынок, конкуренция

4

Октябрь-ноябрь

9.4 План маркетинга. Маркетинговая стратегия. Товарная политика.

4

Ноябрь

9.5 План маркетинга. Ценовая политика Сбытовая политика. План расходов на цели маркетинга.

4

Ноябрь-декабрь

9.6 Организационный план.

2

Декабрь

9.7 Анализ потенциальных рисков

2

Декабрь

9.8 Финансовый план

4

Январь

Защита проектов

 

6

Февраль

ИТОГО

120

-

Таким образом, внедрение в учебный процесс ТСЛ «Управляй мечтой» способствует формированию общих компетенций и развитию междисциплинарных связей в процессе обучения студентов колледжа.

Литература:

  1. Ануфриева О.И. Использование проектных технологий как фактор повышения качества СПО [Текст]. / О.И. Ануфриева. // Среднее профессиональное образование. – 2012. –№3. – С. 3-5.
  2. Бодряшкина М.А. Проектирование учебного занятия [Текст]. / М.А. Бодряшкина. // Среднее профессиональное образование. – 2009. – №12. – С. 27-30.
  3. Долгова Н.Г. Развитие у студентов информационно-интеллектуальной компетентности на уроках проектирования объектов [Текст]. / Н.Г. Долгова. // Среднее профессиональное образование. – 2012. – №10. – С. 24-25.
  4. Дорджиева Л.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов посредством метода проектов [Текст]. / Л.А. Дорджиева. // Среднее профессиональное образование. – 2006. – №11. – С. 38-40.
  5. Имаева Г.Ю. Роль проектно-проблемного метода в формировании творческого мышления учеников [Текст]. / Г.Ю. Имаева. // Актуальные вопросы современной науки: сб. науч. трудов: в 2-х частях. Часть 2. Выпуск 17. / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. – 258 с.; на стр. 12-18.
  6. Комиссарова О.А. Оптимизация учебного процесса на основе метода проектов [Текст]. / О.А. Комисарова. // Среднее профессиональное образование. – 2013. – №2. – С. 15-18.
  7. Плеханов П.Г. Научно-исследовательская и творческая деятельность студентов [Текст]. / П.Г. Плеханов, Е.Г. Лебедева, Л.Н. Михайлова. // Среднее профессиональное образование. – 2008. – №12. – С. 24-26.
  8. Санников Д.В. Творческий проект – активный метод подготовки конкурентоспособного специалиста [Текст]. / Д.В. Санников. // Среднее профессиональное образование. – 2006. – №8. –С. 36-37.
  9. Склярова Е.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов в условиях перехода на ФГОС СПО [Текст]. // Приложение СПО. – 2013. – №4. – С.7-14
  10. ФГОС СПО по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). – Утв. Минобрнауки. Пр. №282 от 06.04.2010.
  11. Шабалина А.Н. Инновационные методы обучения и формирование культуры делового общения студентов [Текст]. / А.Н. Шабалина. // Среднее профессиональное образование. – 2009. – №7. – С. 3-6.
  12. Шуберт Н.П. Метод проектов и профессиональная компетентность преподавателя [Текст]. / Н.П. Шуберт. // Среднее профессиональное образование. – 2009. – №11. – С. 79-80.

 

Категория: Обмен педагогическим опытом | Добавил: Ekaterina (22.03.2015)
Просмотров: 1013 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 28.04.2024, 23:47
Приветствую Вас Гость

Вход на сайт

Категории раздела

Мои статьи [0]
Методическая работа [0]
Научные труды [0]
Обмен педагогическим опытом [3]
Публикации [0]
Публикации студентов [0]

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 320

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск