Персональный сайт преподавателя Скляровой Е.Е.

Каталог статей

Главная » Статьи » Обмен педагогическим опытом

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО

«Меняйтесь раньше, чем вас заставят это сделать…»     Джек Уэлч

Сегодня главной целью образования СПО является профессионально-личностное развитие и саморазвитие специалиста. Востребованность выпускников на рынке труда обеспечивается их профессионализмом, прочными знаниями, практическими навыками и мастерством, что является одним из важнейших показателей успешной деятельности учебного заведения. Обучить студента самостоятельно решать возникающие проблемы, уметь презентовать себя и результаты своего труда, владеть навыками делового общения  и навыками реальной деятельности в мире рыночной экономики и социальной среде в рамках аудиторной работы в полной мере невозможно, но можно достичь, внедряя в учебный процесс различные формы внеаудиторной работы, которые характеризуются многофункциональностью (культурологическая, валеологическая, методическая, социально-педагогическая и психолого-педагогическая функции)

Вовлечение студентов в научно-практическую деятельность способствует развитию интеллекта, любознательности, стремлению к самостоятельной и творческой деятельности, осознанию своей значимости и принадлежности к научной деятельности, познанию методов творческой научной работы и гибкости мышления, учит общению со сверстниками и отработке навыков работы в команде, развивает умение рационального чтения и быстрого поиска необходимой информации и использования ее в своей работе.

Преемственность между курсами будет способствовать созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в студенческой среде и укреплению связей между студентами различных групп и курсов, между студентами и преподавателями, демонстрируя реальное уважение к студенту.

Проблемно-проектная студенческая лаборатория (ППСЛ) «Инноватор» направлена на развитие интереса студентов к исследованию актуальных проблемных вопросов, возникающих в экономике, причин и взаимосвязей между происходящими в современном обществе процессами и явлениями.

Лаборатория «Инноватор» будет способствовать реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов, т.к. ее деятельность направлена на формирование и развитие у обучающихся следующих компетенций:

  • ОК.2: организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
  • ОК.4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • ОК.5: владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • ОК.8: самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

При подготовке специалистов по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) углубленной подготовки участие студентов в ППСЛ «Инноватор» будет способствовать закреплению теоретических знаний и практических навыков при изучении ОП.10 «Основы экономической теории», а именно:

1. Закрепление освоенных умений: использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки; строить графики и схемы, иллюстрирующие различные экономические модели; распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления; применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учётом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях;

2. Закрепление усвоенных знаний: методы и функции экономической теории; основные микро- и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета; построение экономических моделей; проблемы социально-экономической политики государства; основные направления экономической реформы в России.

Научно-исследовательская проблематика ППСЛ «Инноватор» связанна с формированием инновационной экономики в России и активизацией предпринимательской деятельности как фактора ее эффективного развития.

Актуальность выбранного направления деятельности ППСЛ «Инноватор» подтверждается тем, что проблема развития инновационной экономики в России в последние годы привлекает внимание многих исследователей, т.к. изучение данного вопроса актуально как в научном, так и практическом, и образовательном аспектах, что определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, сегодня в России одним из направлений стратегии развития государства является проведение модернизации российской экономики, что поднимает проблему поиска наиболее эффективной модели организации экономической системы страны, которая позволит более рационально и с большей эффективностью использовать имеющиеся ресурсы, обеспечивающие инновационное развитие России с учетом сложившейся мировой инновационной конъюнктуры. В России также повысился интерес к малому и среднему предпринимательству (МСП)  как основной движущей силы инновационного развития, обусловленный опытом развитых стран Европы, Японии и США, где МСП играет значительную роль в развитии экономики, повышая ее конкурентоспособность. Во-вторых, переход страны на инновационный путь развития требует формирования соответствующей институциональной среды и инновационной ориентации образования в процессе подготовки высококвалифицированных кадров, что повысит эффективность использования научно-технического потенциала России. Возрастающая взаимосвязь рыночной экономики и инновационного развития обосновывает необходимость кадрового обеспечения предпринимательского сектора такими специалистами в целях увеличения его инновационной активности.

Целью создания и деятельности ППЛС «Инноватор» является ознакомление студентов с особенностями и проблемами формирования инновационной экономики в России и формирование предпринимательского мышления.

Достижению цели проекта способствует решение следующих задач:

1. Образовательных: овладевание методологией научного познания, развитие культуры научного мышления, овладевание навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли, решение интеллектуальных проблем и задач, отстаивание своей точки зрения, развитие творческого профессионального мышления, углубление и расширение знаний, повторение и закрепление знаний, педагогическое общение.

2. Воспитательных: воспитание уважения к традициям отечественной и зарубежной науки, воспитание профессионально важных качеств: профессиональный долг, исполнительность, ответственность и д.т., воспитание у студентов стремления к активной познавательной деятельности.

3. Развивающих: развитие самостоятельности, волевых качеств, дисциплины, развитие профессионального мышления через наблюдение, анализ, сравнение и обобщение фактов.

Собрания участников ППСЛ «Инноватор» планируется 2 раза в месяц в течение 3 учебных семестров. Каждый семестр имеет свое тематическое направление. Участниками проекта могут стать студенты 2 курса, интересующиеся современными проблемами экономического развития.

Примерная тематика занятий ППСЛ «Инноватор», количество часов и календарное планирование представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Примерная тематика и распределение занятий ППСЛ «Инноватор»

Разделы и темы занятий

Кол-во часов

Календарные сроки

2

3

4

1. Методология научно-исследовательской деятельности

 

 

Вводное занятие. Что такое научно-исследовательская деятельность и зачем она нужна?

2

Январь

1.1 Природа экономических исследований

2

Январь

1.2 Изучение литературы

3

Февраль

1.2 Экскурсия в Воронежскую областную библиотеку им. Никитина

3

Февраль

1.3 Методы организации исследовательского процесса

4

Март

1.4 Особенности работы с информацией: поиск и сбор необходимых данных

4

Март

1.5 Анализ количественных и качественных данных

4

Март

1.6 Формы оформления результатов исследования. Подготовка и презентация отчета о проведенном исследовании

6

Апрель

Получение индивидуальных и групповых заданий по исследованию инновационного развития и активности МСП субъектов ЦФО

2

Апрель

Задание на летние каникулы: сбор статистической информации по субъектам ЦФО

4

Май

2. Основы инновационной экономики и предпринимательства

 

 

В течение семестра идет обработка статистических данных по ЦФО

6

Сент-Дек.

Экскурсия в стат.управление по ВО

2.1 Сущность и содержание инновационной экономики. Функции и принципы инновационной экономики

2

Сентябрь

2.2 Факторы развития и функционирования инновационной экономики. Знания и информация как факторы производства

2

Сентябрь

2.3 Институциональная среда инновационной экономики. Инновационная инфраструктура

2

Сентябрь

2.4 Инновационное предпринимательство как фактор экономического развития

2

Сентябрь

2.5 Инновационный процесс, его особенности и индикаторы функционирования.

2

Октябрь

2.6 Институты кадрового обеспечения и венчурного финансирования

2

Октябрь

2.7 Нормативно-правовой институт и институт информационного и программного обеспечения

4

Октябрь

2.8 Институты мотивации инновационной активности и поддержки и развития МСП

4

Ноябрь

2.9 Эффективность инновационного развития и система ее индикаторов

4

Ноябрь

Подготовка материалов для участия в конференциях, научных статей по итогам исследовательской деятельности

4

Декабрь

Задание на зимние каникулы: анализ полученных результатов по итогам обработки статистических данных, разработка рекомендаций и предложений

2

Декабрь

3. Особенности инновационного развития Воронежской области и ЦФО

 

 

3.1 Доклады участников о полученных результатах исследований, обсуждение рекомендаций и предложений по повышению инновационной активности субъекта ЦФО и стимулированию инновационной деятельности МСП

8

Январь

3.2 Подготовка отчета по исследованию (научная статья, доклад)

8

Февраль

3.3 Подготовка к конференции по итогам деятельности ППСЛ «Инноватор»

4

Март

3.4 Научно-практическая студенческая конференция «Актуальные проблемы инновационного развития России»

8

Март,

Апрель

3.5 Подведение итогов секции: обсуждение результатов и предложение.

4

Апрель

3.6 Передача эстафеты студентам второго курса. Награждение участников ППЛС «Инноватор»

4

Май

Итого:

108

-

По итогам участия в ППСЛ «Инноватор» студенты награждаются дипломом участника (сертификатом). Участие в ППСЛ учитывается при формировании рейтинга студента при изучении дисциплины «Основы экономической теории».

Литература:

  1. Зеер Э.Ф. и др. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. – М.: МПСУ, 2005. – 216 с.
  2. Иванов А.И., Куликова С.А. Компетентностный подход в среднем и высшем образовании. // СПО. – 2008. – №5. – С. 47-50.
  3. Комплексная система непрерывной практической подготовки и трудоустройства студентов в период обучения в вузе: Разработка и реализация цикла инновационных образовательных проектов / Под общ. ред. С.Д. Резника. – Пенза: ПГУАС, 2002.
  4. Пастухова И.П., Тайчинов М.Г. Основы научно-исследовательской работы. – М.: Библиотека журнала «СПО», 2006. – 100 с.
  5. Перспективы России в глобальном мире. // Под ред. С.С. Чернова. - Книга 2. – Новосибирск: Издательство "Сибпринт", 2011. – стр. 199; гл. 3, стр. 72-130.
  6. Склярова Е.Е. Генезис теории инновационной экономики. // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – №7-8. – С.161-168.
  7. Склярова Е.Е. Концептуальная модель инновационной экономики. // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – №9. –С.155-164.
  8. Склярова Е.Е. Теоретические основы оценки эффективности инновационной экономики. // Вестник ИНЖЭКОНа. – 2012. – вып. 5. – С.336-338.
  9. Студент вуза: технологам обучения и профессиональной карьеры: уч. пос. / Под ред. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 475 с.
  10. ФГОС СПО по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). – Утв. Минобрнауки. Пр. №282 от 06.04.2010.
  11. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2008. – 244 с.
Категория: Обмен педагогическим опытом | Добавил: Ekaterina (22.03.2015)
Просмотров: 1400 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 29.04.2024, 06:58
Приветствую Вас Гость

Вход на сайт

Категории раздела

Мои статьи [0]
Методическая работа [0]
Научные труды [0]
Обмен педагогическим опытом [3]
Публикации [0]
Публикации студентов [0]

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 320

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск