1) За определенные виды работ, выполняемые студентами на протяжении всего семестра, выставляются баллы, определенное число баллов начисляется за экзамен или зачет, затем все эти баллы суммируются, и получается итоговый рейтинговый балл по предмету. Этот балл переводится в традиционную систему оценок.
2) Итоговая оценка по дисциплине, которая вносится в зачетно-экзаменационную ведомость, отражает не только итоги сдачи экзамена или зачета, но и результаты учебной работы в течение всего семестра;
3) Для того, чтобы объективно оценить результаты работы студента, в учебный процесс вводится система разнообразных по форме и содержанию контрольных мероприятий (контрольных точек), каждое из которых оценивается определенным числом баллов (как правило, контрольными точками являются контрольные работы, тестирования и др., за успешное выполнение которых студенту выставляются не только оценки, но и начисляются набранные им баллы);
4) Итоговый рейтинг по дисциплине представляет собой сумму баллов, полученных студентом за прохождение контрольных точек, включая финальные (зачет/экзамен);
5) Итоговый контроль (зачет/экзамен) является частью общей оценки, а баллы по нему – частью итогового рейтинга, который накапливается при изучении дисциплины.
6) Важным условием рейтинговой системы является своевременное выполнение установленных видов работ. Если контрольная точка по дисциплине пропущена по неуважительной причине или с первого раза не сдана, то при ее пересдаче, даже если студент отвечал хорошо, часть баллов снимается.
Виды рейтинга:
- нормативный рейтинг – это максимально возможная сумма баллов, которую студент может набрать за период освоения дисциплины и зависит от длительности освоения;
- фактический рейтинг – это баллы, которые студент набирает по результатам текущего, рубежного и итогового контроля (зачета/экзамена);
- накопленный рейтинг – это фактический рейтинг по всем освоенным к данному моменту разделам дисциплины, включая их текущий, рубежный и итоговый контроль;
- проходной рейтинг – это минимум баллов, набрав который студент будет считаться аттестованным по дисциплине (проходной рейтинг для дисциплины – более 50% от нормативного рейтинга; если студент по итогам обучения набирает меньше проходного рейтинга – дисциплина считается неосвоенной);
- пороговый рейтинг – это минимальный фактический рейтинг семестрового контроля, набрав который, студент допускается до итогового контроля (пороговый рейтинг дисциплины – более 50% от нормативного рейтинга семестрового контроля).
Преимущества рейтинговой системы:
1) повышается объективность оценки студенческих достижений в учебе (учитывается не только факт сдачи экзамена, но активная работа студента среди семестра; экзамен стал одним из видов работ, которые студенты должны выполнить, чтобы получить аттестацию);
2) рейтинговая система позволяет более точно оценивать качество учебы (например, возможен такой случай: за все текущие и рубежные контрольные точки получены наивысшие баллы, а за экзамен (по разным причинам) – средний или ниже среднего, то в этом случае по общей сумме баллов все равно может получиться балл, позволяющий поставить в зачетную книжку заслуженную высокую оценку);
3) снимается проблема «сессионного стресса», так как если по завершении курса студент получает значительную сумму баллов, он может быть освобожден от сдачи экзамена или выбрать такую форму как защита портфолио;
4) повышаются качество подготовки студентов к учебным занятиям и дисциплина на учебных занятиях;
5) растет уровень мотивации к изучению темы, подгоняемый духом добросовестного соперничества в группе;
6) студент отслеживает свой рейтинг и планирует свою деятельность так, чтобы в будущем повысить его, выбирает для этого соответствующие формы заданий.
Структура рейтинга по дисциплине:
Все виды работ, выполняемых студентами при изучении дисциплины «Менеджмент», целесообразно объединить в несколько больших групп:
- теоретическая работа, связанная с изучение учебного материала и проверкой его усвоенности;
- практическая работа, связанная с освоением соответствующих умений и овладением практическими навыками по данной профессиональной деятельности в рамках посещения практических занятий и участий в творческой лаборатории;
- самостоятельная работа, связанная с выполнением разнообразных по виду и формам заданий различного уровня сложности, направленных на закрепление теоретического материала и практических навыков;
- прохождение итогового контроля, направленного на проверку уровня усвоения знаний, освоения умений и формирования у студента общих компетенций.
В связи с этим рейтинговый балл по дисциплине складывается из пяти основных частей:
1) дисциплинарная часть (учитываются такие показатели как явка на занятия, количество опозданий, поведение и прилежание студента на занятии, полнота конспекта) – Рдисц;
2) теоретическая часть (учитываются такие показатели как работа на теоретических занятиях и выполнение заданий текущего и рубежного контроля, направленного на проверку усвоенных знаний по курсу) – Ртеор;
3) практическая часть (учитываются такие показатели как выполнение практических работ, участие в деловых играх, внеклассных мероприятиях) – Рпр;
4) самостоятельная работа (учитываются такие показатели как выполнение заданий рабочей тетради для самостоятельных работ, так аудиторной, так и внеаудиторной) – РСРС;
5) итоговая часть (учитываются такие показатели как выполнение итоговой (срезовой) контрольной работы и сдача экзамена по дисциплине) – Ритог.
В дисциплинах и МДК, при изучении которых предполагается выполнение курсовых работ в рейтинге выделяется еще одна составляющая - курсовое проетирование.
Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности (от общей суммы баллов) |
Оценка уровня подготовки |
|
балл (отметка) |
вербальный аналог |
|
90 ÷ 100% |
5 |
отлично |
75 ÷ 89% |
4 |
хорошо |
60 ÷ 74% |
3 |
удовлетворительно |
менее 60% |
2 |
неудовлетворительно |